Ваш регион, ?

Применение устройства МАВИТ в лечении ДГПЖ и ХП

Результаты применения устройства МАВИТ (АЛП-01 «ПРА») в лечении больных доброкачественной гиперплазией простаты I-II стадий, осложненной хроническим неспецифмческим простатитом

znachok1.png Введение
znachok1.png Результаты
znachok1.png Обсуждение результатов
znachok1.png Резюме

Жиборев Б. Н., Салынов. А. В., Ракчеев Б. Ю., Барсук А. Н.. Жиборев А. Б. РГМУ (зав. курсом урологии кафедры Жиборев Б. Н.), ГКБ N11. г. Рязань

Введение

Хронический простатит (ХП) нередко осложнят течение доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ). Классический патоморфоз воспаления в предстательной железе оказывает влияние на альфаадренорецепторы, расположенные в шейке мочевого пузыря, в ткани железы, что усугубляет ирритативную и обструктивную симптоматику, снижает каче­ство жизни пациентов. В стадии обо­стрения XII увеличивает вероятность развития острой задержки мочеиспу­скания [9,13, IT]. Хронический простатит, по мне­нию клиницистов, обнаруживается у больных ДГПЖ с частотой от 72 до 84% случаев |6,14], а по исследовани­ям патоморфологов — до 96,7%. При этом продуктивные формы воспале­ния в предстательной железе при ДГПЖ чаще всего встречаются в виде интерстициального процесса, а вос­палительный инфильтрат локализу­ется либо в строме органа, либо пе-риацинарно [8]. Столь часто обнаруживаемое хро­ническое воспаление предстательной железы оказывает влияние на клини­ку ДГПЖ, что необходимо учитывать в диагностике заболевания и при оп­ределении лечебной тактики (91).

Не­дооценка преобладания воспалитель­ного фактора в структуре жалоб больного может стать причиной гипердиагностики ДГПЖ и поводом для выполнения аденомэктомии без до­статочных показаний. С другой сто­рона, проведение ТУР или аденомэктомии по показаниям, но без достаточной предоперационной подготовки и лечения сопутствующего ХП может вызвать ряд гнойно-септических, а также геморрагических и тромбэмболичесских осложнений в ближайшем послеоперационном периоде [12]. После операции у таких своевременно нераспознанных «нестандартных больных» ДГПЖ длительно сохраняются «простатические симптомы» и удерживаются явления раздражения нижних мочевых путей (11). Следовательно, лечение больных ДГПЖ на ранних стадиях имеет по своей сути патогенетическое значение и занимает особое место в периоде консервативной фазы основного заболевания.

Терапия ХП, осложняющего клинику ДГПЖ на ранних стадиях заболевания, поводится комплексно, с применением в том числе различных физических методов воздействия на предстательную железу.Термальное воздействие, в частности трансректальная гипертермия простаты, считается признанным методом лечения ДГПЖ в периоде «активного выжидания» динамического наблюдения за больными и входит в международные терапевтические стандарты [21]. Принятая терминология определяет гипертермию как поддерживающийся в тканях интервал температур от +40° до +45°C, что эффективно воздействует на гиперплазированную ткань и вызывает активацию микроциркуляции и иммунитета в окружающих тканях (1). Такой же тепловой температурный режим с успехом применяется и в лечении ХП (1.2,14,15), что позволяет при ДГПЖ, осложненной воспалением простаты использовать данный физический феномен как лечебный фактор.Среди физических факторов, меняемых для лечения ХП и ДГПЖ, распространённым методом является магнитотерапия (4). Локальное воздействие магнитным полем обладает противовоспалительным, противоотёчным, болеутоляющим н трофико-регенеративным действием. Оно рекомендуется к применению при хроническом про­статите и не противопоказано при доброкачествен­ных гормонозависимых опухолях [20J.Стимуляция сократительной способности мышеч­ных элементов простаты и мышц тазового дна приво­дит к восстановлению их тонуса и способствует адек­ватной эвакуации секрета, что важно для устранения конгестивных явлений в простате и для снижения симптомов ДГПЖ [4]. Локальное физическое воздействие такого типа достигается с помощью феномена ви­брации, создаваемого в перипростатической ткани и самой предстательной железе. Помимо этого, среди факторов физического воздейст­вия для лечения ХП и ДГПЖ широко применяется элект­ростимуляция предстательной железы, инфракрасное лазерное излучение, микроволновая СВЧ-терапия н др. [4,10,21].

Материал и методы. С целью повышения эффективности, качества и ком­фортности лечения ХП нами разработано и апробиро­вано в практике клиники устройство для комплексного лечения воспалительных заболеваний предстательной железы — АЛП-01 «ПРА» (Государственный реестр меди­цинских изделий МЗ и МП РФ, 2000; «Устройство-аппликатор тепло-магнито-вибромассажное для лечения вос­палительных заболеваний предстательной железы») Это устройство способно осуществлять одновременное ло­кальное воздействие на простату нескольких физичес­ких лечебных факторов — гипертермии, импульсного магнитного поля (МП) и механической вибрации.

Устройство АЛП-01 «ПРА» состоит из источника пита­ния, подключаемого к бытовой электрической сети, и ра­бочего элемента — ректального зонда аппликатора, со­единенного с блоком питания. Рабочий элемент имеет конфигурацию суппози­тория с поверхностью, адаптированной по форме к осо­бенностям синтопии прямой кишки и простаты.Физические влияния, создаваемые локально в области простаты рабочим элементом АЛП-01 «ПРА», имеют оп­ределенные параметры и биотканевые эффекты тера­певтического спектра действия. В режиме лечения на ра­бочей поверхности ректального аппликатора, контактирующего с поверхностью простаты и перипростатическими тканями, создается и поддерживается по­стоянная температура +42,0 — 42,5°С. Термальный режим улучшает внутритканевую микроциркуляцию (в том чис­ле в области перипростатических тканей и нервных сплетений), повышает интенсивность обмена веществ в тканях, ускоряет процессы элиминации тканевых метаболитов и оказывает спазмолитическое действие (2,7,22). Кроме того, рабочий элемент является излучателем импульсного низкочастотного МП с магнитной индук­цией, меняющейся в диапазоне от 0,5 до 15 мТл. Режим частоты МП приближен в устройстве АЛП-01 «ПРА» к параметрам магнитного поля биообъектов, что ориен­тировано на уровень резонансных реакций биологи­ческих тканей [18, 22]. Периферическая нервная систе­ма реагирует на действие МП понижением чувствительности периферических рецепторов, обес­печивая обезболивающий эффект. При локальном воздействии MП интенсифицирует микроциркуляцию и органах и тканях с отчетливым терапевтическим эффектом [16, 22). Противовоспалительное и анальгетическое дейст­вие МП сохраняется после курсовых воздействий до 30-45 дней [5]. Рабочий элемент АЛП-01 «ПРА» являет­ся также источником механической вибрации с пере­менной частотой от 25 до 100 Гц.Порядок работы: после обработки антисептиком ректальный зонд-аппликатор помещается в чехол из латекса и вводится в прямую кишку пациента, распола­гающегося на кушетке в положении лежа на спине. Продолжительность лечебного сеанса составляет 30 мин, курс лечения состоит из 7-9 процедур, выпол­няемых через день.

Клиническая эффективность устройства АЛП-01 «ПРА» изучена нами в комплексном лечении 16 па­циентов с диагнозом ДГПЖ I-II ст, осложненная ХП. Средний возраст больных 62,88±4,01 года (от 56 до 75 лет). Всем пациентам проводилось исследование простатспецифического антигена с целью исклю­чения латентного рака простаты. В группу сравне­ния вошли 20 больных хроническим неспецифическим простатитом в возрасте от 39 до 51 (средний возраст 41,2±6,21 года). Сравниваемые клинические группы объединяет не только процесс воспаления, но и характерные для ХП дизурические явления. При ХП в воспалительный процесс закономерно вовле­кается зона мочепузырного треугольника, которая участвует в формировании позыва к мочеиспуска­нию [9]. В результате у больных появляются призна­ки гиперрефлексии детрузора, что нередко наблю­дается и в начальных стадиях ДГПЖ в виде ирритативной симптоматики.Больные сравниваемых групп получали комплекс­ную терапию, включающую прием простатотропных антибактериальных, противовоспалительных препара­тов, неспецифических иммунокорректоров и адаптогенов. У больных контрольной группы (XП) дополнитель­но проводился курс массажа предстательной железы в периоде стихающего обострения заболевания.

Результаты

Результаты лечения больных в обеих группах про­слежены в сроки от 4 до 12 месяцев. В ближайшие 1,5—2 месяца у всех больных отмечено уменьшение или исчезновение дизурических явлений, улучшение акта мочеиспускания. Практически у всех больных уменьшились или исчезли боли в области гениталий. У пациентов с симптомами сексуальных нарушений отмечено восстановление копулятивной функции, устранение признаков сексуальной астении.В группе больных ДГПЖ+ХП оценке подвергнуты основные параметры мочеиспускания, а также индекс качества жизни. Все параметры фиксировались в анке­тах больных до начала лечения, оценивались в дина­мике после проведенной терапии и были сопоставле­ны с состоянием больных спустя 6 месяцев после окончания курса лечения с применением устройства-аппликатора АЛП-01 «ПРА».

Позитивная динамика симптомов заболевания в группе больных ДГПЖ+ХП, получавших комплекс­ное лечение, проявилась максимально к шестому ме­сяцу наблюдения. Все пациенты отметили уменьше­ние числа ночных мочеиспусканий по средним показателям практически в 2,5 раза. Различия сравниваемых величин статистически высоко достовер­ны (p<0,001). Объем остаточной мочи уменьшился по средним значениям на 42,12см3; различие средних - также ста­тистически достоверно с вероятностью 0,01<p<0,05. Максимальная скорость потока мочи к шесто­му месяцу наблюдения за пациентами составила 14,83±1,19 мл/с. Различия со средней исконной вели­чиной статистически достоверны при доверительном коэффициенте t=2,8 (0,01<p<0,05).Сумма симптомов заболевания (I-PSS) v больных данной группы снизилась через шесть месяцев наблю­дения на 5,13 балла (p=0,05 при t=2,43) и соответство­вала симптоматике ДГПЖ легкой степени (см. табл. 1). Наряду с уменьшением обструктивных симптомов на­блюдалась также динамика снижения ирритативных проявлений заболевания. Пациенты отмечали исчез­новение резких (но типу императивных) позывов к мочеиспусканию, уменьшение числа мочеиспусканий, в том числе в ночное, время, при относительной ста­бильности показателей суточного диуреза.

На фоне вышеприведенных характеристик у одно­го больного, спустя 8 месяцев после лечения, разви­лась острая задержка мочеиспускания, спровоциро­ванная неумеренным приемом алкоголя, что потребовало хирургического вмешательства. Гисто­логическое изучение удаленной ткани ДГПЖ после выполненной аденомэктомии не выявило каких-либо морфологических изменений, обусловленных физи­ческими влияниями устройства АЛП-01 «ПРА».

Особенностью эффекта лечения больных ДГПЖ+ХП явилось то обстоятельство, что после окончания комплексной терапии (спустя 2—2,5 месяца) объем предстательной железы у всех пациен­тов имел тенденцию к уменьшению в среднем, по данным УЗИ, на 9,1+3,2 см3. Последнее, вероятно, объясняется купированием воспалительного про­цесса и уменьшением конгестивных явлений в желе­зе под влиянием лечения.В сравниваемой группе (ХП) в течение первого ме­сяца после лечения у 17 больных (85%) наблюдалось снижение болевого синдрома. Спустя 6 месяцев после лечения болевые ощущения сохранились у 2 пациен­тов (10%). До лечения среднее число мочеиспусканий в группе составляло 7,8±1,1 в сутки с дискомфортом и резью в уретре в конце акта мочеиспускания. Через 6 мес. при контрольном обследовании выявлено уменьшение ко­личества мочеиспусканий в сутки до 5,4±1,4 и симпто­мов ирритативного характера. Различия сравнивае­мых средних величин существенны, но статистически недостоверны при вероятности ошибки более 40% (p>0,0 5; t= 1,7 8).Максимальная объемная скорость потока мочи в данной группе больных возросла к 6 мес. после лече­ния до 22,1 ±1,1 мл/с в сравнении с исходной сред­ней величиной М=17,9±1,6 мл/с. Различия средних статистически достоверны при 0,01<р<0,05 и t=2,2. Дискомфорт при мочеиспускании к оцениваемому периоду времени сохранился лишь у 2 больных. В клинической структуре болезни у этих пациентов прослеживались признаки психосоматизации забо­левания. При контрольном пальцевом ректальном исследо­вании болезненности и очаговой инфильтрации не было выявлено ни в одном наблюдении, что совпадало с данными УЗИ простаты.

На фоне улучшения самочув­ствия у больных в обеих группах зафиксировано зна­чительное улучшение или нормализация ряда лабора­торных показателей. Так, число лейкоцитов в секрете простаты у больных ДГПЖ+ХП после лечения умень­шилось, в среднем, на 43,3 в п/зр (см. табл. 1). В группе сравнения (ХП) до лечения среднее значение числа лейкоцитов составило 53±6,8 в п/зр, а через б мес. по­сле лечения М=11,8±1,68 в п/зр. Различия между сред­ними величинами для обеих групп статистически до­стоверны при p<0,001. Лечение с применение устройства АЛП-01 «ПРА» бы­ло предложено оценить самим пациентам по 5-балль­ной шкале. Негативных оценок от применения АЛП-01 «ПРА» в изученной группе больных получено не было.

Обсуждение результатов

Терапевтический эффект локального физического воздействия, оказываемого устройством АЛП-01 «ПРА», мы связываем с улучшением тканевой микроциркуляции в предстательной железе и в перипростатических образованиях, с обезболивающим эффектом вибраци­онного фактора и импульсного МП, с уменьшением спастического и отечного компонентов, сопровожда­ющих воспалительный процесс в простате. Эти эффек­ты реализуются путем комплексного одновременного действия гипертермии, вибрации и импульсного маг­нитного поля на ткань предстательной железы и нерв­ные структуры, входящие в состав тазового нервного сплетения, а именно простатическое сплетение (plexus prostaticus). Последнее располагается в перпипростатической ткани на боковых и задней поверхностях простаты и хорошо доступно для рабочей части зонда-аппликатора устройства АЛП-01 «ПРА» в рабо­чем режиме [7,16]. Ряд ветвей простатического сплете­ния иннервирует предстательную и мембранозную ча­сти мочеиспускательного канала, некоторые из них входят в состав нервов пещеристых тел полового чле­на (nn. cavernosi penis). Ряд нервов, проходящих через простатическое сплетение, участвует в двигательной иннервации mm. levator ani и поперсчнополосатого сфинктера уретры — образований, которые осуществ­ляют пассивный и активный контроль за актом мочеи­спускания. Все названные структуры при патологичес­ких процессах в предстательной железе участвуют в формировании симптомов при заболевании нижних мочевых путей, в том числе при ДГПЖ и хроническом простатите. Локальное физиотерапевтическое воздей­ствие на предстательную железу, ее иннервационный аппарат и перипростатическую ткань усиливает эф­фекты антибактериального и противовоспалительно­го лечения ХП, а также ДГПЖ, осложненной ХП.Комплексное применение локальных методов фи­зического воздействия укорачивает сроки лечения, уменьшает вероятность повышенного раздражения прямой кишки, в связи с чем в медицинской практике появился ряд приборов, работающих в режиме комплексного локального воздействия, — «Андрогин», «Янинвест», УТП-01 ПРА и др. Важным момен­том создания таких медицинских устройств, наряду с их терапевтической эффективностью, является их экономическая доступность, возможность приме­нения в амбулаторных условиях, что существенно с точки зрения развития стационарзамещающих тех­нологий.

Резюме

Полученные данные позволяют рекомендовать устройст­во АЛП-01 «ПРА» для лечения хронического простатита у больных доброкачественной гиперплазией простаты I—II ст. Лечение с применением устройства АЛП-01 «ПРА» должно проводиться в стадии стихания воспалительного процесса в простате или в периоде ремиссии в комплексе с антибактериальными, противовоспалительными препа­ратами, адаптогенами, иммунокорректорами и симпто­матическими средствами. Лечение больных может прово­диться в стационаре, в амбулаторных условиях, а также в домашних условиях под наблюдением уролога.

pdf Скачать  статью в электронном виде (0,13 МВ)
Подпишитесь и узнавайте первыми о выгодных предложениях! Вы будете получать еженедельную рассылку только полезных и интересных статей

Другие материалы